Андрей:
В первые дни, конечно, абсолютный экстаз, потому что ты видишь масштабы, насколько это действительно большой город в городе. Он достаточно горизонтален, то есть от одного края до другого минут 30 идти, совсем недолго. Он около горного обрыва, с которого была снята значительная часть кадров. Чтобы пройти его вдоль, нужно идти, наверное, часа четыре, без остановки. И рельеф, и очень композиционно красиво. Для меня еще очень важно, чтобы то, что было в кадре, не выглядело как документальное кино в худших его проявлениях, чтобы изображение не тряслось, чтобы была композиция, чтобы по цветам все хорошо работало, чтобы было в операторском плане хорошее изображение. И вообще, я думаю, что по фильму заметно, что это в некотором роде операторский док, потому что я по профессии, по образованию оператор, а не режиссер, это мой режиссерский дебют.
В плане эмоционального состояния с самого начала ты ходишь, ты наслаждаешься каждой секундой, ты ешь в тех же местах, где едят они, это невероятно. Ты приезжаешь в Каир, где для сохранности в центре снимаешь отель. Я снял самый дешевый, понятное дело, но все равно выходишь, и там входные группы эти красивые. Вообще, Каир выглядит, конечно, очень красиво, но сильно по-имперски. Там очень много ар-деко. И совершенно не то состояние, в котором ты пребываешь вот в этом мусорном городе.
Когда ты ешь, это буквально даже не столовка, а забегаловка на три-четыре стола с открытым выходом на улицу без каких-либо дверей, просто как секция, и прямо на улицах ездят вот эти мусорные грузовики, из которых слетает мусор, пока ты ешь макароны разных форм, разных фактур, политые какой-то томатной жижей, непонятного происхождения. Во-первых, это очень вкусно, во-вторых, это стоит рублей двадцать за порцию, которой ты объедаешься на полдня точно. Ну и в целом музыка играет, атмосфера прекрасная, можно... воды не дают, можно уксусу попить. Потому что за столом только уксус стоит.
За первый день просто делаешь скаут, проходишь все интересующие локации, отмечаешь их себе на карте, записываешь, что, где и как. И потом начинается отработка каждой локации. И это, конечно, тоже интересно. Ты на каждой, бывает, сидишь, выжидаешь. Но, конечно, вот в конце дня, ты просто exhausted, потому что очень много ходьбы, очень много мусора, постоянный запах, просто постоянный. И не то чтобы меня сильно это волновало, но все равно непривычно. И очень много внимания. Слова: «Hello», «I fuck your mother» примерно каждые полминуты летят в твою сторону, потому что это единственное, что они знают по-английски. Это типа смешно. И постоянно пристают дети. Самая большая проблема. Они прям ходят за тобой. Когда ты достаточно долго ходишь по этим очень узким улочкам, они формируют толпу вокруг тебя или за тобой.
И даже когда ты шугаешь, пытаешься сказать, ребята, всё, надо снимать - потому что эта толпа создает шум - сразу все смотрят в камеру, а это абсолютно нельзя. Если кто-то посмотрел в камеру, это большая трагедия, у меня сердце кровью начинает обливаться. Надо срочно избавляться от этих детей. И ты говоришь, всё, ребята, уходите. Они не уходят, им только веселее становится. И всё, вот это катастрофа полнейшая.
Они начинают в конечном итоге камни кидать в тебя, то есть начинают проявлять акт агрессивного насилия. Поэтому я не нашёл другого способа, как дать одному подойти близко, потом погнаться за ним. Он, конечно, начнёт убегать, но я-то быстрее, как я уже говорил. Он забежит в какой-нибудь дом, и ты прямо в парадной этого дома возьмешь его за шкирку, вытащишь на улицу, потому что ты уже очень злой, бросишь его на землю, повалишь его просто как гладиатор, и прокричишь что-нибудь русским матом, чтобы они поняли, что я представляю опасность, что я не просто так тут. Формально я не бил детей, но может быть похоже на это. И вот после этого они отстают, закидав тебя камнями в последний раз, когда ты уходишь в закат от них. Ты ощущаешь себя с одной стороны победившим, с другой стороны изгнанным, вот конкретно в этой точке. Но ты лишён преследования, ты можешь дальше работать. И вот это главное.
Моя позиция в работе документалиста и вообще в искусстве заключается в том, что никто и ничто не может встать перед мной и результатом. Если мне понадобится нарушить частное пространство кого-то, если мне понадобится кого-то физически толкнуть, я не смогу не разрешить себе это сделать, потому что искусство для меня гораздо важнее и чем моя жизнь, и чем какая-то другая.
Не то, что я готов кого-то там убивать, потому что, с другой стороны, мои взгляды завязаны исключительно на пацифизме и ненасилии. Ну, потому что я живу в России. Но в отношении искусства, для меня нет ничего важнее, чем это.